E L A S T I C A
ну и статейка собственно о группе: читать дальше
Броский, ёмкий, эффектный в своей угловатости и при этом очень симпатичный панк-рок группы Elastica в начале 90-х покорил рок-фанов Европы и Америки. В этом не самом плодовитом, но точно прицеливающемся творческом объединении по негласной традиции верховодили женщины, взявшие ориентир на саунд и имидж таких представителей новой волны и панк-рока, как Adam & the Ants, Wire, the Buzzcocks и Blondie. Однако весьма привлекательный саунд Elastica, в отличие от вдохновителей группы, пользовался гораздо большей популярностью у публики. Команде исключительно повезло с вокалисткой. Мало кто из тогдашних фронтвумен тог тягаться с сексапильной Джастин Фришманн (Justine Frischmann), которая своим холодным обаянием и стильным, отстраненным исполнением давала фору любым конкуренткам.
Джастин Фришманн, наполовину венгерка, наполовину шотландка, родилась 16 сентября 1969 года. Она училась в одной из самых престижных лондонских школ, а затем поступила в университет на архитектурный факультет. Именно там она начала играть на гитаре, писать песни и вместе со своим тогдашним бой-френдом Бреттом Андерсоном (Brett Anderson) создала группу Suede. Как лид-вокалист, Бретт верховодил командой, а Джастин вскоре оказалась оттертой на второй план, особенно после прихода в Suede опытного лид-гитариста Бернарда Батлера (Bernard Butler). Отношения Джастин с Бреттом Андерсоном вскоре охладились, и когда романтическая связь исчерпала себя, Джастин распрощалась со Suede.
В начале 1992 года Джастин Фришманн уже стояла во главе другого коллектива - Elastica. Она напечатала в журнале "Melody Maker" объявление о поиске музыкантов для нового проекта и из всех претендентов отобрала себе в напарники гитаристку Донну Мэтьюз (Donna Matthews), басистку Анни Холланд (Annie Holland) и барабанщика Джастина Уэлша (Justin Welch).
Донна Мэтьюз родилась 2 декабря 1971 года в Ньюпорте. В 14 лет ее исключили из школы, она начала выступать в местных группах, потом отправилась в Лондон, поиграла в команде The Darling Buds, а когда отношения с музыкантами разладились, откликнулась на объявление в "Melody Maker" и познакомилась с Фришманн.
Анни Холланд родилась 26 августа 1965 года в Брайтоне. В детстве она несколько лет занималась музыкой, потом забросила занятия. К моменту прослушивания в состав Elastica она уже четыре года не держала инструмента в руках, но, одолжив у друга бас-гитару, успешно прошла кастинг.
Джастин Уэлш родился 4 декабря 1972 года в Англии. В 15 лет из-за конфликта с учителем его исключили из школы. В 1990 году он на несколько недель присоединился к Suede, потом поиграл в команде Spitfire, с которой записал альбом, а в 1992 году стал штатным барабанщиком Elastica.
Состав окончательно укомплектовался к началу 1993 года. В конце того же года квартет опубликовал дебютный сингл "Stutter", вышедший ограниченным тиражом. Благодаря неплохой ротации по радио и восторженным отзывам в прессе первый тираж меломаны раскупили очень быстро. В начале 94-го последовал второй сингл "Line Up", с энтузиазмом встреченный рок-фанами, но раскритикованный в музыкальных изданиях. Команду обвинили в мелком плагиате - мелодия действительно до боли напоминала песню группы Wire "I Am the Fly". До конца 1994 года внешняя активность группы оставалась почти на нуле, лишь изредка они давали концерты в клубах. Тем не менее пресса не теряла команду из виду, особенно пристальное внимание уделяя вокалистке, которая как раз переживала роман с Деймоном Албарном (Damon Albarn), вокалистом группы Blur, переживавшей, в свою очередь, взлет популярности в середине 90-х.
В конце 1994 года Elastica выпустили отличный сингл "Connection", который так и остался самым популярным хитом в их карьере. Новая волна обвинений в плагиате вызвала дополнительный интерес к композиции и к группе, которую к этому времени уже поставили в известность о начале судебного процесса. В присвоении чужих тем и мелодических ходов группу обвинили не только издатели Wire, но и владельцы каталога Stranglers, считавшие, что новый сингл Elastica "Waking Up" слишком подозрительно напоминает трек Stranglers "No More Heroes". К счастью, еще до появления дебютного альбома оба дела были улажены в суде в пользу Elastica.
Шумиха в прессе сыграла свою рекламную роль, и дебютный альбом команды "Elastica" (март 1995), едва появившись в продаже, стартовал в чартах с первой строки. Он до сих пор сохранил за собой рекорд наиболее быстро продаваемого дебютного альбома в Великобритании. Эта женская панк-сборная даже перекрыла аналогичный рекорд группы Oasis, установленный за семь месяцев до появления "Elastica". Как ни удивительно, восторженный прием у меломанов совпал с очень позитивной реакций критиков. Знающие люди с пониманием отнеслись к команде: "Для своего дебютного альбома Elastica могли одолжить пару риффов Wire или Stranglers, но не больше, чем в свое время Led Zeppelin одалживали у Вилли Диксона или Beach Boys у Чака Берри. Все дело в контексте". А с контекстом все было в порядке. Уместив 16 песен в 40 минут, музыканты обеспечили их резкими, рельефными риффами, прилипчивыми мелодиями, плотными, ёмкими аранжировками. В результате чуть ли не половина треков, украшенных бесстрастно эротичным вокалом Джастин Фришманн, звучала, по определению рецензентов, как готовая классика жанра. С таким добротным музыкальным продуктом на руках команда оказалась в числе номинантов на Brit Awards 1996 года в номинации "лучшая новая группа".
Как и Oasis незадолго до них, Elastica сумели произвести впечатление не только на соотечественников, но и завладеть вниманием заокеанских меломанов. Сингл "Connection" засветился в рейтинге Billboard Hot 100, активно звучал в радиоэфире и оккупировал вторую строчку рок-чарта США.
О своем решении уйти из группы Анни Холланд, порядком уставшая от постоянных гастролей, объявила вскоре после издания альбома. Эта новость неприятно поразила всех участников, тем более что на носу был американский тур. Гастролей команда не отменяла, пригласив на место Холланд басистку Эбби Трэвис (Abby Travis). Elastica благополучно выступили на фестивале в Гластонбери и отправились в Штаты, где заменили Шинейд О'Коннор (Sinead O'Connor) на сцене передвижного фестиваля Lollapalooza'95. После концертов в США они проехали по Австралии и Новой Зеландии, где выступили на фестивале Big Day Out. По окончании гастролей Эбби Трэвис вернулась в родную группу Mommy.
Создание второго альбома, хотя и начатое уже через несколько месяцев после возвращения в Англию, растянулось на долгих пять лет. За это время в прессе не раз высказывались сомнения в будущем Elastica и выдвигались самые печальные прогнозы. Слухи о неизбежном распаде активизировались весной 1999 года, когда стало известно об уходе гитаристки Донны Мэтьюз. Ее отсутствие удалось компенсировать без труда. В команду вернулась Анни Холланд, а в студии к музыкантам присоединились новый гитарист Пол Джонс (Paul Jones) и два клавишника - Дейв Буш (Dave Bush) и Мью (Mew).
Летом 1999, за полгода до появления второго лонг-плея, Elastica представили мини-диск, включавший шесть новых песен. Наконец весной 2000 года вышел и второй студийный альбом "The Menace", включавший четыре из уже опубликованных треков в новых версиях. Альбом вызвал неоднозначную реакцию. Сюрпризом для всех оказалось введение синтезаторов, а также появление медленных композиций, отсутствовавших на дебютном диске. По мнению некоторых обозревателей, релиз запоздал года на три-четыре. Другие считали, что, хотя за пять лет отсутствия Elastica проделали не такой уж значительный прогресс, они тем не менее оставались сильной и целеустремленной арт-панк-командой.
Ожидаемого концертного тура в поддержку "The Menace" не последовало. После года почти полного затишья команда опубликовала прощальный сингл и озвучила новость, которая ни для кого новостью уже не была: группы Elastica больше нет. Некоторое время вокалистка Джастин Фришманн пыталась продолжить свою карьеру в сольном качестве, однако скоро прекратила и эти попытки. Произошло это после одного из туров, в котором Джастин выступала вместе с экстравагантной канадкой Peaches на разогреве. "Смотря на Peaches, я понимаю, что мое время ушло", - резюмировала певица. Что ж, у каждого есть свой срок "годности"...